Артикуляционная гимнастика

«Логопедические игры с мамой»
Цель: оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр в домашних условиях нетрадиционными способами.
Задачи:
  • активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;
  • сформировать представление о разнообразии логопедических игр и правильной их организации в домашних условиях;
  • обучать применению;
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома
  1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
  2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  3. Покажите правильное выполнение упражнения.
  4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
ЛогопедА теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.
Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.
Игра «Сказочка-указочка» Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.
Не устала ты пока.
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека. Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба! Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык
Робко прячется язык. Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд. Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
Л: Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить.
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение на слайде. (Родители выполняют упражнения «Улыбочка», «Дудочка», «Катание шарика», «Иголочка», «Зайчик смотрит в окошко», «Чашечка», «Язычок на прогулке», «Пароход гудит», «Маляр», «Красим потолок», «Парус», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел», «Прогони комарика», «Красим верхний заборчик», «Улыбка-трубочка-квадратик», «Утиный клювик», «Раскатай тесто», «Желобок», «Красим нижний заборчик», «Покусывание боковых краев языка», «Лопаточка», «Горка», «Катушка»).
ЛогопедКак вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.
Упражнения с шариком. Автор данной методики С.В. Коновалова
(диаметр шарика 2 — 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)
  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
  2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке языком вверх (вниз шарик падает произвольно).
  3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
  4. Крутить шарик лакательными движениями языка.
  5. Язык – «Чашечка», цель — поймать шарик в «Чашечку».
  6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
  7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
  8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Упражнения с ложкой.
  1. Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
  2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
  3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
  4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
  5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
  6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
  7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками
«Воздушный футбол». Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).
«Поющая бутылочка» Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.
Обратите внимание!
  • Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.
  • Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Свеча.
Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
«Парашютик»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Усложнение:
На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).
Обратите внимание!
  • Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
  • Не сжимать язык зубами.
  • Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков
«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).
Л: Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу. 
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз. 
В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными.
Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.





Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8.Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Взрослый показывает выполнение упражнения.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
 Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4.Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5.Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
 Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
 Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
 Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.



Комплексы упражнений

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Первый комплекс включает эти основные упражнения:
1.      Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
2.      Вытягивание губ вперед трубочкой.
3.      Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.
4.      Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
5.      Язык широкий.
6.      Язык узкий.
7.      Чередование положений языка: широкий — узкий.
8.      Подъем языка за верхние зубы.
9.      Чередование движений языка вверх-вниз.
10.  Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык вглубь рта — приближать к передним нижним резцам.
После отработки упражнений первого комплекса логопед в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.

Второй комплекс упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков («Загнать мяч в ворота», «Наказать непослушный язычок», «Сделать язычок широким», «Кто дальше загонит мяч», «Почистим зубы»).

Третий комплекс упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков («Наказать непослушный язычок»,  «Сделать язычок широким», «Приклей конфетку», «Грибок», «Кто дальше загонит мяч», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Фокус»).

Четвертый комплекс упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука л («Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели», «Пощелкать кончиком языка»).

Пятый комплекс упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука р («Чьи зубы чище?», «Маляр», «Пощелкать кончиком языка», «Вкусное варенье», «Индюк», «Барабанщики»).

Карточка для статического упражнения
«Лопаточка»

Цель:  Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

Объяснение особенностей упражнения

Широкий язык высунуть, расслабить, по­ложить на нижнюю губу. Следить, что­бы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с.


Внимание!
1.Cледить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы.
2.Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
3.Боковые края языка должны  касаться углов рта.

Рифмовка для слушанья

Язычок широкий, гладкий —
Получается лопатка.

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ, С, Сь, 3, Зь, Ц, Ть, Дь
  
Карточка для статического упражнения
«Чашечка»

Цель: Упражнять в умении удерживать широкий язь в верхнем положении.

Объяснение особенностей упражнения

Рот широко открыть. Широкий язык под­нять кверху. Потянуться боковыми кра­ями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.
Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с.

Внимание!
Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Рифмовка для слушанья

Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь, Ль


Карточка для статического упражнения
«Иголочка»

Цель: Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.

Объяснение особенностей упражнения

Рот приоткрыть. Узкий, напряженный  язык высунуть вперед как можно дальше. Удерживать в таком положении 15с.

Рифмовка для слушанья

Язычок наш как иголка,
Отойди, уколет колко!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

Л, Р, Рь, Ль


Карточка для статического упражнения
«Горка»

Цель: Развивать подвижность мышцы спинки языка.

Объяснение особенностей упражнения

Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы. Удерживать в таком положении
                                                 15 с.
                                                 
Рифмовка для слушанья

Выше, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

С, Сь, 3, Зь, Ц, Ть, Дь


Карточка для динамического упражнения
«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки.
Объяснение особенностей упражнения

Присасывать кончик языка к нёбу. Максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз.
Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Рифмовка для слушанья
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости
Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не мог!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ


Карточка для динамического упражнения
«Грибок»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Объяснение особенностей упражнения

Широкий язык присосать к нёбу. Рот рас­крыть как можно шире, так, чтобы «нож­ка грибка» (уздечка языка) натянулась.
Внимание!
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Рифмовка для слушанья
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ, Ль

Карточка для динамического упражнения
«Качели»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Объяснение особенностей упражнения

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Рифмовка для слушанья

Вот веселые качели —
Выше крыши подлетели,
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ

Карточка для динамического упражнения
«Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Объяснение особенностей
упражнения

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать вглубь рта.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Рифмовка для слушанья
Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем...
С губ сотрем следы варенья,
Угощенья-объеденья!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ


Карточка для динамического упражнения
«Змейка»

Цель: Развивать боковые мышцы языка.

Объяснение особенностей упражнения

Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперед и уби­рать вглубь рта.

Рифмовка для слушанья

Показала змейка жало,
Убрала и хвост поджала...
Жало вынула опять,
Хочет всех вас испугать!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Ть, Дь, К, Кь, Г, Гь, X, Хь, И, Л


Карточка для динамического упражнения
«Маляр»

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Объяснение особенностей упражнения

Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно.

Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Рифмовка для слушанья

Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Все до дальнего угла!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Р, Рь, Л, Ль, Ш, Ж, Ч, Щ

  
Карточка для динамического упражнения
«Громкий барабан»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Объяснение особенностей упражнения
Рот широко открыть. Широкий язык под­нять вверх. Произносить громко, отры­висто, многократно, не опуская кончика языка: ДДДДДД. Звук "д" произносить медленно, постепенно ускоряя темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Рифмовка для слушанья
Язычок мой крепким станет,
Барабанить не устанет.
Барабана страшный гром
Оглушит огромный дом!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение
 Р, Рь, Ль


Карточка для статического упражнения
«Парус»

Цель: Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Объяснение особенностей упражнения

Рот широко открыть. Узкий язык под­нять вверх, коснуться «бугорков» (аль­веол) за верхними зубами.

Рифмовка для слушанья

Выше парус поднимай!
В путь кораблик отправляй!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль
  
Карточка для статического упражнения
«Дудочка»

Цель: Развивать круговые мышцы губ.

Объяснение особенностей упражнения

Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».
Рифмовка для слушанья

Дудочка, гуди сильней,
Созовем мы всех друзей!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 С, Сь, 3, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Ть, Д 

Карточка для динамического упражнения
«Лодочка»

Объяснение особенностей упражнения

Сделать упражнение «Лопаточка». Кончик и боковые края язы­ка загнуть вверх (в отличие от упражне­ния «Чашечка», язык вы­соко не поднимать).
Рифмовка для слушанья

Лодочку могу свернуть
И на ней отправлюсь в путь,
Как ни высока волна,
Лодке не страшна она!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь
  
Карточка для динамического упражнения
«Щетка-Сметка»

Объяснение особенностей упражнения

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не уби­рая его вглубь рта.


Рифмовка для слушанья

Щеткой кухню подмету,
Наведу там чистоту,
Вправо, влево гну щетинки,
Не оставлю ни соринки!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

Л, Р, Рь, Ль
  
Карточка для динамического упражнения
«Колесо»

Объяснение особенностей упражнения

Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка макси­мально выдвигать вперед, а затем уби­рать вглубь рта. Язык перемещать впе­ред-назад в форме валика.
Рифмовка для слушанья

Покатилось колесо,
Отвалилось, вот и все...
Колесо, вернись назад!
Пожалей мой самокат!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

С, Сь, 3, Зь, Ц, Ть, Дь, И



Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет  на учебный год.
Сентябрь
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Мебель
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал!
Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
Поднимают зажатые кулачки вверх.
Чашечка
Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
    Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Маятник
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Посуда
Девочка Иринка порядок наводила.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!»
        
Показывают большой палец.
Поочередно соединяют
большой палец с остальными.
Портняжки
Привет, Николка!
Бери скорей иголку.
Будем шить Кате
Новое платье.
Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки.
Дыхательная гимнастика
«Аромат цветов».
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
Повторить 3-4 раза.
Октябрь
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
«ДОЖДИК»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: 
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: 
— Ох!
И ушел. 
Газон засох.
Удары по столу пальчиками.(Левая начинает с мизинца, правая —с большого пальца.)
Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)
«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.
(Часто и ритмично бьют в ладоши.) 
(Один хлопок.)
(Ритмичные хлопки по столу.)
«Овощи»        
Жил на свете бегемот,
Широко открывши рот,                                    открывать широко рот
Он ходил в свой огород,
Улыбался во весь рот.                                      «Улыбочка»
 Брал лопатку в руки                                        «Лопаточка»
И копал без скуки,
Вверх – вниз, вверх- вниз                                «Качели»
Наклонялся наш малыш.
 Вот зелёный удалец –                                      «Трубочка»
Это вкусный огурец,
Здесь не рыжая плутовка,
Это тонкая морковка.                                        Втянуть щёки
 Здесь пузатый кабачок                                     щёки надуть
Солнцу показал бочок.
Вот здесь горьки лук, чеснок,                          плевательные движения
Съесть он их уже не смог.
 Надо овощи сажать,
Чтоб здоровым, сильным стать.                      «Язычок силач»
"Трубочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
"Язычок силач"
губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.
"Качели"
улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,
за нижние зубы.
«ОВОЩИ»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла    
Картошку,  капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле,
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох?  Петрушка иль свекла?
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, Капусту, Морковку,
Горох, Петрушку и свеклу.
Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, Капуста, Морковка,
Горох, Петрушка и свекла.
Ох!
И суп овощной оказался не плох!
(«Шагают» пальчиками по столу.)
(Загибают по одному пальчику.)
(Хлопок.)
(Попеременные удары кулачками и ладонями.)
(Загибают пальчики.)
(Хлопок.)
(Стучат ребром ладони по столу.)
Загибают по одному пальчику.)
(Хлопок.)
(Ладони складывают крест-накрест  на столе.)
(Загибают по одному пальчику.)
(Хлопок.)
(Показывают большой палец.)
Дыхательная гимнастика
«Дыхание»
Подыши одной ноздрей,
 И придет к тебе покой.
И.п. – о.с.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки.  Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх
Ноябрь
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
«ДОМИК»
Под грибом - шалашик-домик,
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
В колокольчик позвоним.
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
А на нем - дубовый стол.
Рядом - стул с высокой спинкой
 На столе - тарелка с вилкой.
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят.
(Ладони шалашиком)
(Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
(«Звоним в колокольчик»)
(Ладони ребром прижаты друг к другу)
(Показываем стол)
(Показываем стул)
(Ладонь левой руки направлена
 вверх (тарелка), правая рука (вилка):  ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
«МАШИНА»
Класс! Машину я веду("Улыбка")
На электрическом ходу.("Трубочка")
Батарейки, проводочки -("Иголка")
Так и скачет через кочки.("Бульдог + Обезьяна")
Рад машине несказанно,("Улыбка")
Не расстался с ней и в ванной.("Парус")
Кабы знать мне, что вода
Очень вредная среда.
От езды такой подводной(Надуть щёки)
Стала вдруг совсем негодной,("Лопатка")
И теперь обречена
На ручной режим она.
Е. Стеквашова
«УЛЫБКА». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.
«ТРУБОЧКА». Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.
«ИГОЛОЧКА». Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«БУЛЬДОГ». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
«ОБЕЗЬЯНКА». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.
«ПАРУС». Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
«ЛОПАТОЧКА». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«ДОМ»
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Солнце было,
Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл.
(Руки над головой "домиком")
(Руки перед глазами "окошко»)
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты)
(Пальцы растопырены, руки тянем вверх)
(Руки перед собой кольцом)
(Одна рука "пёс")
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
("Стряхивающие" движения)
(Пальцы-лепестки смотрят вверх)
Дыхательная гимнастика
«РЕГУЛИРОВЩИК»
Верный путь он нам покажет,
 Повороты все укажет.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);
2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)
Декабрь
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
«НА ЁЛКЕ»
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились,
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.        
Дал большущие пакеты,
В них же — вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, Яблоко, один
Золотистый мандарин.
(Ритмичные хлопки в ладоши.)
(Ритмичные удары кулачками.)
(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)
(«Рисуют» руками большой круг.)
(Делают ритмичные хлопки.)
(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)
«Зима»
Утром заинька проснулся,
Потянулся                                            (язык тянуть вверх),
улыбнулся                                            («Улыбка»)
Про зарядку не забыл,                        («Качели»)
Окна широко открыл.                         (открыть рот)
 Посмотрел он за окно
На земле белым-бело
Вьюга воет и метёт                             (языком по губам водить)
Ёлкам песенки поёт.                           (на выдохе У-У-У)
 Зайка чашечку достал                        («Чашечка»)
Чай с вареньем выпивал.                    («Вкусное варенье»)
И во двор собрался быстро
Всё лопаткой чистил чисто.               («Лопаточка»)
 А потом он шёл гулять,
Всех животных навещать.
Там в берлоге много храпу,
Мишка спит, сосёт он лапу.              (втягивать и отпускать щёки)
 Дятел по стволу стучит,                    («Дятел»)
А в дупле бельчонок спит.                 («Лопаточка»)
Навестил своих друзей
И домой бежит скорей.
«Улыбка». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.
«Качели».Улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.
«Чашечка».Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).
 «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.
«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
 «Дятел». Улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".
«ЗИМА» 
Пришла зима,
Принесла мороз.
Пришла зима,
Замерзает нос.
Снег,
Сугробы,
Гололед.
Все на улицу — вперед!
Теплые штаны наденем, шапку, шубу, валенки.
Руки в варежках согреем
И завяжем шарфики.
Зимний месяц называй! Декабрь, Январь, Февраль.
трем ладошки друг о друга
пальцами массажируем плечи, предплечья
трем ладошки друг о друга 
ладошкой массажируем кончик носа
плавные движения ладонями
кулаки стучат по коленям попеременно
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
ладонями проводим по ногам
ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
ладони стучат по коленям
кулак, ребро, ладонь
Дыхательная гимнастика
«ЗИМА»
"Греем наши ручки"
"Проверяем кончик носа"
"Сделаем носик тоненьким" "Примазываем ушки,  чтоб не отклеились"
"Сдуем снежинку с ладони"
Соединить ладони и потереть ими до нагрева
Слегка подергать кончик носа
Указательными пальцами массировать ноздри
Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами
Вдох через нос, выдох через рот
Январь
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
«КОТЯТА»
У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых,
Два ловких.
Два длинных,
Два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу)
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу)
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙКИ»
Жил на свете серый зайка
Всем кричал: «Со мной играй-ка»
Утром рано просыпался,
Чисто - чисто умывался.                    (Язычком облизывать губы)
 Открывал на окнах шторку,            (Открыть рот)
Делал влажную уборку.                   (Во рту водить языком)
Про зарядку не забыл,                      («Качели»)
Грызть морковку приступил.          (Изобразить как грызут)
 В лес отправился скорей.
Встретил много там друзей.
У пруда сидит лягушка                   («Улыбка»)
Села на язык ей мушка.
 Вот устал колючий ёж,
Гриб нашёл, не унесёшь.               («Грибочек»)
Вот хомяк спешит домой              (Надуть щёки)
Набил щёки он едой.
 Вот олень с рогами,
Цок, цок, цок ногами.                   («Лошадка»)
Он спешит, бежит рысцой.
И скорей, скорей домой.
Это друг любимый – мишка
Собирает в лесу шишки.
Ест малину, сладкий мёд
Зайку в гости он завёт.                (Жевательные движения, облизывать губы)
Зайка наш домой идёт,
Дома чай из чашки пьёт.             («Чашечка»)
Окна двери закрывает,                (Открытый рот закрыть)
И в кроватке засыпает.                 («Лопаточка»)
«Качели».Улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.
«Улыбка». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.
«Грибочек». Улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке.
«Лошадка». Вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
«Чашечка».Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).
присосать широкий язык к нёбу.
«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. 
«ПИРОГ»
Падал снег на порог.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега — из муки.
(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)
(Показывают, как лепят пирог)
(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу)
(Опять показывают, как пекут пирог)
Дыхательная гимнастика
«ВЕТЕР»
Сильный ветер вдруг подул,
 Слезки с ваших щек сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сквозь сжатые губы  с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Февраль
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
«ТРАНСПОРТ»
Будем пальчики сгибать -
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжимают и разжимают пальчики)
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца)
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)
«ЗАБОРЧИК»
Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
«ГОРКА»
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Кончик в зубы упирается,
Бока к верху устремляются.
(Кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка поднята)
«ПОСЧИТАЕМ»
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду транспорт я считать.
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
(Сжимают и разжимают пальчики)
(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки)
«КНИГИ»
Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу»)
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев)
Дыхательная гимнастика
«Дом маленький, дом большой».
Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».
Повторить 4-6 раз:
            У медведя дом большой,
            А у зайки – маленький.
           Мишка наш пошёл домой
           Да и крошка заинька ( Е Антоновой-Чалой ).
 «НАША АРМИЯ»
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
Март
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
«ЦВЕТЫ»
Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают
(Медленно разгибать пальцы из кулаков.)
(Покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки.)
(Покачивать кулаки вперед-назад.)
«ГАРМОШКА».
На гармошке я играю, рот пошире открываю.
К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
Сделать «Грибок», рот открывать и закрывать, не отрывая язык.
«ЦВЕТОК ПРОСНУЛСЯ»
Утром рано он закрыт,
 но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
красоту их вижу.
К вечеру цветок опять закрывает венчик.
И теперь он будет спать,
До утра как птенчик.
(Кисти рук –бутоны, соединены у основания рук.)
(Плавно распускаются.)
(Закрываются затем под щеку.)
(Имитация сна.)
Дыхательная гимнастика
«ЦВЕТЫ»
Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:
                  Каждый бутончик склониться бы рад
                  Направо, налево, вперёд и назад.
                  От ветра и зноя бутончики эти
                  Спрятались живо в цветочном букете
( Е. Антоновой-Чалой).
По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.
Упражнение повторить 6-8 раз.
«МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился.
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Пока маме помогали.
(Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)
(Одна ладонь скользит по другой.)
(Загибают пальчики,  по одному,  на каждое название посуды.)
(Одна ладонь скользит по другой.)
(Загибают пальчики.)
Апрель
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
«ЛУНОХОД»
Посмотрите, луноход
По Луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нем сидит герой отважный.
(Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.)
«СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ»
Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик:
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губу сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.
«КОСМОНАВТЫ»
Космонавтом хочешь стать? Сильным быть и ловким? Нужно обладать сноровкой. Научитесь понемножку поиграть в быстрые ладошки.
Надо пару подобрать да лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки значит, можно начинать.
 Важно строго по порядку все быстрее, без оглядки. Так в ладошки ударять!
( Дети встают парами, кладут ладошки на ладошки друг другу, ударяют по ладошкам,  кто сверху, затем меняются.)
Дыхательная гимнастика
«ВОЗДУШНЫЙ ШАР ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ»
Ты, как шарик, полети,
 Сверху землю огляди.
И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.
1 – поднять плечи и ключицы (вдох);
2 – опустить плечи и ключицы (выдох).
«ВЕТЕР»
Сильный ветер вдруг подул,
 Слезки с ваших щек сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сквозь сжатые губы  с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
«ПОСЕВ ПШЕНИЦЫ»
Будем сеять мы пшеницу
В землю зернышки бросать.
И не пустим мы синицу
Наши всходы пеклевать.
Кыш-кыш.
(Пальцами делать движения  - крошим крошки, пальцы в щепоть - синица, наклонять кисть  клюет, махать руками –кыш-кыш.)
Май

Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
«ВЕСЕЛАЯ ВСТРЕЧА»
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной
поросенок!
(Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.)
«ХОБОТОК». Сомкнутые губы вытянуть вперед.
«ШМЕЛЬ». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».
«КОМАРИК КУСАЕТ». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.
«БАБОЧКА ЛЕТАЕТ ВОКРУГ ЦВЕТКА». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
«КУЗНЕЧИК». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
«ПЧЕЛА». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.
«КАКИЕ БЫВАЮТ РЫБЫ?»
Мы в подводном мире, друг,
Рыбы плавают вокруг:
Рыба-меч, рыба-молот
и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла.
(Выполняют движения руками, как будто плывут.)
(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)
(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Дыхательная гимнастика
«КРЫЛЬЯ»
Крылья вместо рук у нас,
 Так летим – мы высший класс.
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
 2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).
«ПЧЕЛЫ»
Мы представим, что мы пчелы,
 Мы ведь в небе – новоселы.
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох);
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).
«НАСЕКОМЫЕ»
Дружно пальчики считаем -
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(Сжимают и разжимают пальцы.)
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
(Вращают мизинцем.)
(Прячут руки за спину.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий